сверчок Дима Широков (cbep4ok) wrote,
сверчок Дима Широков
cbep4ok

Category:

Ещё раз об Яздундокте



Нас теперь не так часто спрашивают, как мы назвали дочь, но Оля решила попристальней поискать в интернете сведения об этом имени.
Вот результат. Кстати, большинство людей, мне кажется, не знают, в честь каких "именно" святых они названы. (Да, многие названы в честь своих бабушек и дедушек, так что по дням рождения можно определить, если бабушки и дедушки родились до революции. А какие-то имена, например, Татьяна имеют одну святую, так что определить просто, даже не зная день рождения бабушки.)
Вот что Оля написал в своём журнале, но опубликовала "для друзей". А я всё-таки хочу популяризировать это имя.




Мне все было непонятно, почему после имени "Яздундокта" в разных православных именословах стоит "Снандулия". Это ведь разные имена, а не вариации одного. Сегодня я основательно порылась в Интернете и нашла много, но все равно непонятно, почему Яздундокта стала Снандулией. Как звучали эти имена в оригинале, я, видимо, узнать не смогу, т.к. нужно читать по-арабски. Но гугл предлагает варианты
Yasandocht и ЯздАндокта и Isnandul - Снандулия. И две разные истории "персидской мирянки". Но очевидно же, что "Снандулия" - это греческий вариант Иснандул, а никак не Яздундокты.

А в книге Преосвященного Филарета архиепископа Черниговского "Святые подвижницы восточной церкви" обе истории приписаны одной Яздундокте-Снандулии:




В Персидской стране, состоявшей в округе Антиохийского патриаршества, христианская вера в IV в. при Сапоре подвергалась жестокому и продолжительному гонению. Св. архиепископ страны Симеон установил: «Дабы общественные молитвы воспевались на два лика, как в Антиохии установил св. Игнатий, ученик св. Иоанна Евангелиста, и клирики должны петь псалмы не по книге, а по памяти». Это особенно должно было исполняться и исполнялось в обителях дев, которые в Персии назывались «сестрами союза». Но гонение Сапора прежде всего пало на великого святителя, и он скончался мученически. Как в других местах, так и в Персии, девственницы были пламенными ученицами Господа Иисуса, и потому они были в числе первых между страдавшими за имя Христово. Так св. Фарба, сестра священномученика Симеона, в 341 г. пострадала вместе с сетрой-вдовой и ее служанкой. В следующем году вместе с епископом Садофом пострадало несколько обетных дев, потом в числе 120 страдальцев было 9 дев, посвятивших себя Господу. В страшное это время Господь хранил на утешение верных избранную рабу свою Яздундокту (по произношению греков Снандулию). Когда страдальцы веры томились в темнице, голодные и измученные, раба Божия находила средства доставлять им разные пособия; после полугодичных истязаний они наконец были обезглавлены. Блаженная Яздундокта скрыла святые мощи мучеников от злобы врагов, предав их земле в месте, удаленном от очей злобы.

   В 346 г. приняла мученическую смерть вместе с братом своим, пресвитером Иаковом, девственница Мария. В то же время захвачены были богатый священник Павел и пять дев, первый собственно для того, чтобы воспользоваться его деньгами. Павлу объявили, что, если поклонится он солнцу, получит свои деньги. Павел так любил деньги, что для них отрекся от Христа. Правитель, недовольный тем, что ускользает из его рук богатая нажива, сказал: «Павлу отдать деньги тогда, когда своими руками отсечет головы пяти девам-христианкам». Девы объявили, что безумные пусть кланяются солнцу, но они не отдадут чести творению, принадлежащей Творцу». Это были св. Фекла, две Марии, Марфа и Ама. Павел подошел к ним с мечом в руках. «Несчастный, — сказали они ему, — ты хочешь предавать смерти овец своей паствы, пастырь ли ты? Кровь наша падет на твою голову». Павел отсек им головы с холодностью привычного палача. Правитель, не желавший расставаться с его деньгами, велел тайно задушить его, и он погиб как Иуда. Во все это время со-страдательная Яздундокта оказывала великую помощь и услуги мученикам. Будучи богатой аристократкой, она употребляла средства свои на то, чтобы облегчать страдания рабов Христовых. Так поступала она и в 376 г., когда обнародован новый жестокий указ против христиан. Она доставляла пищу христианам, заключенным в арбельской темнице за имя Иисуса Христа. Узнав о горьком положении мучеников (епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Антиллага, истерзанных до крайности за св. веру), она призвала к себе на-чальника темницы и усердно просила его дозволить взять их из темницы к себе, дабы иметь удовольствие видеть их в своем доме хотя на короткое время. Она дала ему значительную сумму денег. Неохотно, со страхом он согласился на ее просьбу. Ночью послала она своих слуг в темницу, и они привезли блаженных страдальцев в дом ее. Здесь своими руками обвязала она раны их, осыпала поцелуями руки и плечи их и, смотря на горькое положение их, не могла удержаться от слез и стенаний. Они лежали перед ней как мертвые, без чувств. Блаженный Иосиф, придя в себя и увидев ее, горько рыдающую, сказал: «Приятно Богу твое страдание к страждущим, но напрасно так плачешь о нашей смерти». Благочестивая жена отвечала ему: «Я плачу не о том, что вы преданы будете смерти, но о том, что, быв осуждены на смерть, не тотчас преданы ей, а принуждены еще жить так жалко». Блаженный Иосиф отвечал ей: «Все наши несчастья составляют для нас величайшее сча-стье. Господь сказал: узкие врата и тесный путь вводят в жизнь (Мф. 7, 14). Ты христианка, должна радоваться мучениям христиан: чем продолжительнее и несноснее эти муки, тем большая награда и светлее венцы готовы для них на небе». Перед рассветом следующего дня мученики отвезены были в темницу. После шестимесячного заключения исповедники вновь были терзаемы и наконец объявлено было приказание о страдальцах: побьют камнями. Собрано было множество христиан, взята была и блаженная Яздундокта. Ее принуждали исполнить приказание власти. Она никак не соглашалась проливать невинную кровь пастыря церкви и смело говорила мучителям: «Никогда не бывало того, чтобы женщины исполняли должность палачей; вы требуете от меня противного общему правилу, и что вы делаете? Оружие, приготовленное против непри-ятеля, обращаете вы против своих граждан; государство, находящееся в мире с соседями, вы волнуете внутренними убийствами». Воины, видя твердость ее, подали ей палку, на конце которой воткнута была игла, и сказали: «Пусть ты считаешь беззаконием бросить камень на человека, который, по твоему мнению, невинен, но проколи этой иглой осужденного—и ты выполнишь указ царя». Она, обливаясь слезами, отвечала: «Вонзите лучше в меня эту иглу, но не в святого подвижника Христова. Если же можете лишить меня жизни за непокорность, не удерживаю вас, я готова умереть вместе с мучеником, только не принуждайте меня проливать кровь его». Во время этого разговора мученик окончил свой подвиг. Блаженная Яздундокта, 40 лет совершав-шая подвиги сострадания, также скоро затем переселилась в блаженную вечность.

Во всех остальных доступных мне источниках в эпизоде с побиванием камнями участвует Снандулия, а с обезглавниванием - Яздундокта. Снандулия была казнена за отказ присоединиться к побиванию. Яздундокта за заботу о мучениках не пострадала. Но между этими событиями вроде бы 34 года, так что, может, это ее же в молодости пощадили, а потом уже режим стал "жестче". Может, она имя поменяла. Память Снандулии - 3 ноября, Яздундокты - 6 апреля (либо оба имени и обе даты вместе). Забавно, что Д.Ю., зная только об одной дате - 3 ноября, - все ждал, чтобы покрестить нашу Яздундокту в этот день - чтобы она была "полноправная Яздундокта". Тогда как она родилась 27 марта, и можно было и крестить Яздундоктой по всем правилам.


Все, я определила, как пишется "оригинал Яздундокты". Yazdandokht.

Здесь можно послушать, как оно произносится.

Улица Яздундокты есть в городе Эрбиль в Ираке, Эрбиль - столица иракского Курдистана. Это ж и есть та Арбела, в которой жила святая Яздундокта в 4-м веке. Именем Яздундокты также названа школа. Но что это за школа, не удалось узнать.

На сайте католической общины, которая состоит из иракских христиан, эмигрировавших в Новую Зеландию, есть информация об истории христианства в Ираке, и там упоминается некая историческая повесть "Яздундокта", которую написал некий епископ Сулейман al-Saigh в 1934 году. Эта повесть также упоминается в сборнике "Fiction Criticism in Iraq. Collected Essays" (2011), она называется "Yazdandokht, al-Shareefa al-Arbiliya". Интересно было бы почитать.

Из живых людей пока нашла только одну женщину 72 лет, живущую в США.
Tags: Яздундокта, дочь, имя
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments